Сигналы приборами
При посещении ресторана, на праздничном мероприятии важно показать свое воспитание, в том числе знание этикета. Умение правильно использовать вилку и нож во время и после еды подчеркнут вашу образованность, отличные манеры.
Сервировка
Правила этикета предполагают умение пользоваться всеми предметами, которые расположены на столе. Что входит в сервировку:
- Скатерть, тканевая салфетка для каждого гостя, бумажные салфетки в общей емкости;
- Комплекты вилок слева, по центру – тарелка, справа – ножи, верх сервировки параллельно с кромкой стола - ложки;
- Стаканы для напитков согласно меню.
Приборы укладываются от центра в том порядке, в каком будут подаваться блюда. Есть много разновидностей столовых инструментов, как для экзотических блюд, так и для поедания супа, мясного или рыбного горячего, морских деликатесов, фруктов, мороженого, десертов. Их использование прежде всего необходимо самому гостю, так как специализированными устройствами удобнее есть блюда с разной текстурой, вкусом.
Прием пищи
Ресторанный отдых начинается с подготовки. Заняв свое место, воспользуйтесь столовой салфеткой. Ее укладывают индивидуально рядом с сервировкой для каждого гостя, часто создавая из ткани затйеливые фигуры. Перед началом ужина или обеда ткань следует расположить на коленях, затем начинается вынос заказа. Тарелку с салатом или закуской ставит перед посетителем официант. На общих мероприятиях – банкетах, деловых завтраках, корпоративах – для гостей бывают общие ассорти из закусок, которые можно набирать самостоятельно любой порцией. Они выставлены на столе либо сотрудник заведения обходит гостей, раскладывая выбранные ими куски.
После того как кушанье оказалось перед гостем, его можно есть с помощью приборов. В этом случае действуют базовые правила:
- Нож – в правой руке, вилка – в левой;
- Каждый вид приборов (закусочные, мясные, рыбные) для своего вида блюд;
- Ложкой зачерпывается среднее количество жидкости, чтобы не выливалась через край; если вы закончили, ложку нельзя оставлять в посуде, правильно будет положить на край.
Чтобы в общественном месте не было тяжело обедать или ужинать по нормам этикета, тренируйтесь дома. Сервировка стола, красивый и вдумчивый прием пищи придадут домашнему угощению ощущение праздника.
Частые ошибки
Именно знание стандартов ресторана показывает уровень воспитания человека. Самые привычные ошибки на общем застолье:
- Откусывать хлеб, правильно будет отламывать руками кусочки - порции;
- Использование одних и тех же приборов все время, столовые инструменты для каждой подачи разные в порядке перемен (закуски, мясное или рыбное горячее, десерт);
- Мясо не нанизывается на вилку, она используется для удержания куска, а ножом нарезаются от него маленькие удобные кусочки;
- Закончив есть, столовые приборы необходимо сложить на тарелке, по их расположению официант поймет ваши дальнейшие планы.
Сигналы с помощью сервировочных инструментов станут подспорьем для работников сервиса, чтобы правильно обслуживать вас.
Польза ресторанного “языка”
По положению приборов на тарелке сотрудник заведения поймет, понравилось ли вам блюдо, готовы вы ли продолжать гурманствовать или хотите сделать перерыв. Чем полезен столовый этикет:
- Не нужно терять время, ждать появления сотрудника заведения;
- Вашу просьбу, “озвученную” столовыми приборами быстро выполнят, даже если вы отлучились со своего места;
- Можно без слов сказать, что вам необходимо, выразить критику либо похвалу;
- Ваше место за столом всегда будет опрятным с поданной вовремя едой.
Разные положения вилки, ножа, тарелки имеют разные значения в ресторанном этикете. Используя специальный “язык,” вы покажете себя опытным знатоков высокой кухни, что гарантирует особенное отношение сотрудников заведения.
Пауза
Забота хорошего официанта незаметна, он сменит посуду, обновит напиток или сервировку так, чтобы не помешать вам наслаждаться отдыхом. Если вы не хотите, чтобы недоеденный салат или горячее унесли, планируете отлучиться в уборную либо вам нужен перерыв в переменах блюд, то это легко обозначить с помощью сервировки. Вашу вилку, ложку, нож, следует расположить таким образом, чтобы дать условный сигнал о том, что в вашем обеде наступил перерыв. Как обозначить это вилкой и ножом:
- Положить комплект ручками на скатерти, кончиками на тарелке – употребление горячего или закуски не окончено (он подходит, если на вашей посуде нет пустого пространства);
- Вилка зубцами вправо, лезвие ножа влево, скрестив друг с другом – перерыв в приеме пищи, следующую подачу необходимо сделать позже по просьбе гостя;
- Подходит для пустой посуды, в этом случае комплект выстраивается в буквы “Л” без смыкания в верхней точке (вилка с левой стороны зубцами вверх, нож - с правой);
- При отсутствии ножа вилку положите на правый край столовой емкости, зубчиками вверх, рукояткой в стол.
По такому сигналу вам не вынесут следующую позицию в заказе, а также не заберут посуду с остатками пищи. Вы можете без опасений общаться с другом или коллегами. На общем банкете, когда у всех посетителей заведения одинаковое меню по согласованному расписанию, такое прием может не сработать. Во время массового обслуживания персонал действует по сценарию, который озвучил заказчик – перечень, время подачи блюд.
Что делать, если, наоборот, время поджимает, вы с нетерпением ожидаете свой заказ? Или уже закончили горячее, а с кухни все еще не принесли сладкое. Просьбу поторопиться с подачей следующего яства тоже можно обозначить расположением столового комплекта. Крест из ножа (горизонтально) и вилки (вертикально) говорит: я не готов больше ждать, срочно принесите следующую позицию.
Даже если повар еще не закончил готовку, официант отреагирует на вашу просьбу. Он обязательно предупредит, сколько минут ожидания понадобиться, предложить напиток либо вкусный “комплимент” от заведения в качестве извинений.
Окончание
Когда вы насытились, готовы оплатить счет, то можно не искать персонал, а сосредоточиться на приятном общении. Столовые приборы скажут за вас, что трапеза закончена:
- Комплект лежит на тарелке вертикально, параллельно относительно друг друга, зубцы и лезвие направлены вверх;
- Если посуда не пустая, после ужина или обеда на ней есть остатки кушанья, то вилку и нож можно уложить аналогично, но увеличить расстояние между ними;
- Третий способ – параллельно выложенные инструменты направлены под углом, их кончики находятся в верхней части каемки посуды.
Знание простых правил поможет не попасть в неприятную ситуацию. Ведь если случайно сложить таким образом столовые предметы на тарелке, то сотрудник может по ошибке вынести счет или начать убирать сервировку.
Оценка
Если ужин не задался, всегда можно высказать свое недовольство по поводу сервиса и качества блюд. Условные сигналы обеденными приборами помогут сделать это тактично:
- “Блюдо не понравилось” – вилка, нож лежат рукоятками вверх (если сравнивать тарелку с циферблатом часов), а кончиками вниз;
- “Категоричное недовольство, просьба передать шеф-повару или управляющему” – два инструмента в горизонтальной параллели, ручками к левому краю посуды;
- “Ни еда, ни обслуживание не устроило” – перевернутая “Л”, с перекрестием зубчиков с лезвием внизу тарелки;
- “ Все отлично, доволен обслуживанием, едой” – комплимент в виде вилки и ножа сложенных вместе, когда лезвие проникает в зубчики под ним.
В хорошем заведении персонал сразу отреагирует на сигналы. Управляющий узнает, что не понравилось в поданной пище, предложат замену или бесплатный комплимент от шеф-повара.
Умение выразить пожелание без слов – признак хороших манер, который сократит время ожидания. Сервировка работает и как международный язык. “Столовые” сигналы помогут получить горячий обед или ужин, своевременную подачу в любом заведении мира, так как они универсальны.